Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из основных позиций педагогической деятельности, ее применение происходит в контексте различных учебных дисциплин. Важное место среди других тем занимают гуманитарные дисциплины, в том числе история и обществознание. Но одна из главных проблем истории как учебного предмета состоит в том, что он имеет наименьшую практическую направленность. В истории невозможно, как, например, в математике, связать знания или навыки с повседневной жизнью, или провести эксперимент как в химии или физике. При этом ученикам сложно объяснить, зачем нужно учить исторические события и запоминать даты. Ученику, серьезно относящемуся к информатике, физике, биологии, математике или, наоборот, ничему не интересующемуся, история иногда кажется легким и ненужным предметом, в котором нет ничего, кроме хронологии событий. Поэтому на уроке нужна сильная мотивация, которая увлечет, заинтересует, шокирует. Наиболее эффективным при этом становится использование межпредметных связей. Сочетание сведений по истории, географии, обществознанию, литературе дает возможность рассматривать то или иное историческое событие с разных позиций, а также позволяет задействовать личностный фактор.
На уроках истории и обществознания чаще встречаются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность понимать и осмыслять письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развивать знания и возможности и активно участвовать в жизни общества;
2) математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать здравые математические суждения и использовать математику таким образом, чтобы удовлетворять настоящие и будущие потребности, присущие творческой личности, заинтересованному и думающему гражданину;
3) естественнонаучная грамотность – способность использовать знания для выбора в реальном мире проблем, которые могут быть исследованы и решены научными методами, делать выводы на основе наблюдений и экспериментов, необходимых для понимания окружающего мира, человеческой деятельностью и вызванных ей изменений, а также для принятия соответствующих решений.
15 марта на базе МКОУ «СОШ №3» прошел практико-ориентированный семинар по теме: «Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному гуманитарному образованию» , в котором приняли участие 7 педагогов из трех образовательных организаций.
В практической части семинара гости посетили два открытых урока у молодых педагогов Масс Марии Александровны ( стаж работы 5 лет) и Деревянкиной Кристины Викторовны, которая работает первый год в школе. На уроке обществознания в 8 классе учащийся знакомились с темой :«Роль государства в экономике», тема важная и значимая для детей, ребята познакомились с видами налогов РФ, узнали из каких источников складывается бюджет государства, какие виды бюджетов существуют в нашей стране, в итоге ученики должны были запомнить значимые функции государства по регулированию экономической жизни общества .
Урок истории в 7 классе по теме: «Народные движения в XVII веке» тоже прошел необычно, ученики работали в группах и в ходе урока должны были самостоятельно изучить события двух бунтов и одного восстания и представить в виде «Рыбной кости» или «Скелета рыбы»- это использование методического приёма «Фишбоун», который направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Ребята старались работать, и каждая группа представила результаты в конце урока, не все получилось, но на следующих уроках семиклассники продолжат изучение данной темы.
В теоретической части семинара свое выступление представила учитель истории МКОУ «СОШ №3» Масс М.А , и рассказала как можно развивать математическую грамотность на уроках истории, какие типы заданий может использовать учитель. Использование элементов математики на уроках истории способствует формированию метапредметных явлений, учит структурированию знаний, анализу исторических событий и установлению причинно-следственных связей.
|