Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы, повышении гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности ученика.
В наше время важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда дискутируют о том, нужен ли иностранный язык как учебная дисциплина, то все доводы сводятся к тому, что каждый интеллигентный и образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, а так же иностранный язык необходим для будущей профессии, знание иностранного языка развивает и позволяет узнать много нового и интересного.
Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учеников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности.
7 февраля на базе МКОУ «Артёмовская СОШ» состоялся практико - ориентированный семинар районного методического объединения учителей английского языка по теме : «Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык», в котором приняли участие 7 педагогов из трех образовательных организаций города и района-МКОУ «СОШ№1», МКОУ «СОШ№3» и МКОУ «Артёмовская СОШ».
В ходе семинара гости посетили открытый урок английского языка в 8 классе по теме: «Планируем путешествие», психологическая атмосфера на уроке была очень доброжелательная, оформление создавало положительный эмоциональный климат, все этапы были логически связаны, при этом учитывались индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся, выполнение заданий носило коммуникативную направленность и осуществлялось через индивидуальную , парную и групповую деятельность учащихся. Таким образом , урок представлял целостную систему и достиг своих целей. Затем коллеги побывали на внеклассном мероприятии во 2 классе по теме:«I love English», все присутствующие получили удовольствие от такого занятия, ученики в игровой форме повторяли пройденные темы, учились правильно читать слова, пели песенку на английском языке, второклассники были активными на всех этапах занятия. На своих занятиях Юлия Александровна уделяет большое внимание воспитательному потенциалу уроков и формированию культуры общения учеников.
В теоретической части семинара выступила руководитель районного методического объединения учитель английского языка МКОУ «СОШ №1» Иванушкина А.Н по теме: «Кроссенс как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления» Название "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и придумано по аналогии с словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Идея этого уникального задания принадлежит Сергею Федину и Владимиру Бусленко. Для разгадки кроссенса, составленного из девяти картинок, надо найти цепь ассоциаций между двумя соседними картинками.
Основной смысл создания кроссенса – это ассоциативная головоломка нового поколения, загадка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.
В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. Коллеги заинтересовались новинкой и будут использовать данный метод при обучении детей иностранному языку.
Следующее выступление учителя английского языка МКОУ «СОШ№1» Мальцевой Т.А было посвящено непосредственно теме семинара, Татьяна Анатольевна рассказала о том, как реализуется воспитательный потенциал учебного предмета «Иностранный язык»
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность и толерантность, гражданственность, семья, уважение к труду, ценность знания, родная природа, планета земля, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество.
Так какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося?
На своих уроках учителя часто используют формы интерактивного взаимодействия:
– работу в парах, работу в группах;
-посредством урока воспитывают культуру общения, следим за соблюдением педагогической этики, культурой речи учащихся;
-воспитывают толерантные отношения учащихся друг к другу, умения взаимодействовать, аргументировать свое мнение, нести ответственность за работу в группе, принимать самостоятельные решения, проявлять творчество в сфере личностного интереса.
|