14:10
Психологическая поддержка родителей в период подготовки и сдачи ГИА

Уважаемые родители, выпускные школьные экзамены ребенка — непростое испытание для семьи. Это событие может вызывать много чувств, как негативных, так и позитивных, много тревоги, много вопросов.
Успешная сдача экзамена всегда требует много усилий при подготовке учебного материала, а положительный эмоциональный настрой, уверенность в собственных силах, умение находить и использовать ресурсы (в том числе и личностные) вносит существенный вклад в результаты ОГЭ/ЕГЭ.
На этой странице Вы найдете информационные материалы и полезные ссылки, советы родителям и способы снятия нервно-психического напряжения во время подготовки и сдачи ГИА. 
Мы будем рады ответить на возникающие у Вас вопросы.
При необходимости Вы всегда можете обратиться за консультативной поддержкой и помощью к педагогам и психологам школы, где учится ваш ребенок. Кроме того на ваши вопросы по процедуре проведения ГИА могут ответить:
- Рождественская Татьяна Александровна - заместитель начальника Управления образования администрации МО г. Бодайбо и района; Тел: 8(39561) 5-23-11 E-mail: gorono38@mail.ru;
 - Царева Людмила Ивановна - главный специалист по работе со школами; Тел: 8(39561) 5-23-11 E-mail: gorono38@mail.ru. 
- Евтухович Анжела Евгеньевна – заместитель директора МКУ «Ресурсный центр»; Тел: 8(39561) 5-23-10 E-mail: rcobr.bdb@mail.ru 
По вопросам психологического сопровождения детей  в период подготовки и сдачи ГИА вы можете обратиться к Голдобиной Людмиле Сергеевне методисту МКУ «Ресурсный центр», Тел: 8(39561) 5-23-10 E-mail: rcobr.bdb@mail.ru.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

…Стресс убивает обучаемость! 
Так устроен организм: только в спокойном 
состоянии в человеке возникает 
творческая и поисковая активность.
Развитие всегда начинается из точки покоя, 
и это должно быть непреложным правилом, 
связанным для нас с жизнью детей. 

Людмила Петрановская

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. Стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны!!! Не запугивайте своего школьника, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. 

ЭТО - Вы можете:

   Собрать информацию о правилах и процессе проведения  ГИА: ОГЭ/ЕГЭ- чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для вашего ребёнка ситуацией неопределённости.
   Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы: откажитесь от упрёков, доверяйте ребёнку.
   Обсудить, какой учебный материал нужно повторить, вместе составить план подготовки, помочь распределить темы подготовки по дням, ознакомить своего школьника с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в интернете).
   Вместе определить, «жаворонок» или «сова» ваш ребёнок. Если жаворонок – основная подготовка проводится в первой половине дня, если сова – во второй половине дня. 
   Обеспечить своему школьнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься! 
   Позаботиться об организации полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, бананы, шоколад, клубника, курага, молочные коктейли и т. д. стимулируют работу головного мозга.
   Провести «репетицию» ГИА: ОГЭ/ЕГЭ дома: вместе со школьником установите продолжительность «пробного экзамена», организуйте условия для работы, при которых ваш ребёнок не будет отвлекаться, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
   Организовать режим дня, ведь именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ГИА: ОГЭ/ЕГЭ. (Во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы. 
   Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Сделайте все, чтобы утро перед экзаменом было спокойным, приготовьте что-то любимое на завтрак, найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, снять напряжение, настроиться на успех.
   …И помните: самое главное - дать твердо понять вашему сыну или дочери, что они дороги вам и любимы - вне всякой зависимости от академических успехов и неудач! 

СНЯТИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Упражнения«Счет до 10»
на релаксацию (расслабление).

Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание. 
1.  Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.).
2.  Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.
3.  Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
4.  Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами. 
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения.

«Дыхательная релаксация».

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.
Успокаивающее дыхание– медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха. Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке.

«Массаж рук»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем тоже другой рукой.

«Мышечное расслабление (мышечная релаксация)»

Осваиваем последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
   осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с напряжённой;
   каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
    напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох. 
Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

«Концентрация на нейтральном предмете»

    медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д;
    выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей, чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов.
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. 
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов школьной программы. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. 
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как, чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. 
Постарайтесь не накручивать ребёнка и не нагнетайте ситуацию. Если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
Поставить курс, то есть дать понять выпускнику, что хороший результат - это не обязательно ответы на все вопросы, тем более необходимо убеждать, что в независимости от результата у ребёнка всё получиться, но при этом положительный результат - это важный этап самоутверждения. Помочь найти ребёнку свой стиль учебной деятельности, выработать индивидуальный подход, поскольку все абсолютно разные (кто-то аудиал, а кто-то кинестетик). 
Заранее обговорите негативные варианты развития событий. Школьник ни в коем случае не должен думать, что провал на экзамене - безвыходная ситуация. Чтобы ребенок это понял, нужно заранее обговорить все возможные варианты развития событий. Дети должны понимать, что провал на экзамене - это печально, но на этом жизнь не заканчивается.
Настроение ребенка и родителей должно быть только позитивным. Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок все равно, сильно волнуется и переживает, обратитесь к школьному психологу. 

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Подлинная поддержка - это вера в вашего ребенка, подчеркивая способности и возможности положительных сторон его личности. Относитесь с пониманием и теплотой, давая знать ребенку, что вы вместе с ним. Что это испытание даст возможность проявить себя, показать свои знания, научит проявлять стойкость и уверенность. 
У тебя обязательно всё получится!

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: 

Министерство образования и науки Российской Федерации: https://минобрнауки.рф/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: рособрнадзор.рф
ФГУ «Федеральный центр тестирования» (ФЦТ): www.rustest.ru
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ): fipi.ru
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: www.ege.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»: www.edu.ru 
Российский общеобразовательный портал: www.school.edu.ru 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru



 

Просмотров: 466 | Добавил: администратор
Всего комментариев: 0